Иногда для пациентов, стремительно теряющих зрение, единственным шансом чтобы совсем не ослепнуть становится только пересадка новой роговицы, однако донорской роговицы приходится ждать порой очень долго. Ученым из Салгренской Академии в Швеции (The Sahlgrenska Academy) впервые с успехом удалось культивировать из стволовых клеток человеческую роговицу, что в будущем поможет избежать необходимости в долгом ожидании донорской передней части глазного яблока.

Приблизительно 500 операций по пересадке роговицы выполняется в Швеции каждый год, и около 100000 – во всем мире. Поврежденная и мутная роговица, которая становится причиной слепоты пациентов, заменяется здоровой и прозрачной. Но процедура трансплантации требует обязательного наличия донорской роговой оболочки, которая является очень редким материалом. Эта проблема особенно ощущается в странах, где религиозные или политические взгляды общественности часто препятствуют использованию донорского материала.

Ученые из Салгренской Академии Университета Гетеборга (University of Gothenburg) сделали первый шаг на пути к освоению метода, позволяющего заменить донорские роговицы роговыми оболочками глаза, выращенными из стволовых клеток.

Исследователи Шарль Хэнсон (Charles Hanson) и Улф Стеневи (Ulf Stenevi) использовали в своей работе дефектные роговицы полученные из клиники офтальмологии Университетской больницы Сальгренска в Молндале. Их анализ был опубликован в научном журнале Acta Ophthalmologica и показал, как человеческие стволовые клетки можно превратить в то, что называется «эпителиальными клетками» после 16-дневного культивирования в лабораторных условиях и дальнейшего 6-дневного выращивания их в роговице глаза. Именно эпителиальные клетки обеспечивают прозрачность роговицы, необходимую для поддержания нормального зрения.

«Аналогичные эксперименты были проведены на животных, но это первое исследование, в котором стволовые клетки были выращены в поврежденных человеческих роговицах. Это означает, что сделан первый шаг на пути к возможности использовать стволовые клетки для лечения поврежденной роговицы», как подчеркнул Чарльз Хэнсон.

«Если все испытания пройдут успешно, и мы сможем применять с легкостью данный метод, доступность материала для пациентов, которым необходима новая роговица станет в сущности неограниченной. Кроме того, сама хирургическая процедура и процесс реабилитации станут также более упрощенными» – отметил Улф Стеневи.

В настоящее время всего несколько клиник в мире осуществляют операции по пересадке роговицы. Большинство подобных операций выполняется, как правило, в Швеции, в клинике офтальмологии в Университетской больницы Сальгренска, отделении офтальмологии.

Инф. globalscience.ru