Убедительным является обнаружение фибриноидного некроза в клубочках с кариорексисом и гиалиновыми тромбами. Менее доказательно обнаружение лишь «проволочных петель».

У больной Д.. 16 лет, обнаружение отеков ног и протеинурии (0,6%о) было расценено сначала как острый, затем как хронический нефрит. Лишь через год. когда наряду с прогрессированием нефропатии (протеинурия до 2,64%о) появились лихорадка, эритема лица, артральгии, спленомегалия, увеличение лимфатических узлов, диагностирована СКВ, найдены LE-клетки.

В дальнейшем развились нефротический синдром, артериальная гипертония, признаки почечной недостаточности, сердечной недостаточности. Лечение стероидными гормонами оказалось неэффективным. Больная умерла при явлениях нарастающей сердечной и почечной недостаточности. На аутопсии найден подострый диффузный волчаночный нефрит.
Следующее наблюдение говорит о возможности значительно более длительного течения изолированного волчаночного нефрита.

Больная Д. заболела в возрасте 24 лет. Во время пребывания в Крыму появились отеки лица и ног, затем присоединились боли в пояснице, лихорадка, ускорение РОЭ до 57 мм в час, была обнаружена протеинурия. Последующие годы периодически лечилась стационарно, отмечалась протеинурия в пределах 1—3%о, артериальное давление оставалось нормальным.

В июне  после инсоляции во время пребывания на юге появились эритема лица в виде «бабочки», лихорадка, ускорение РОЭ, выпадение волос. Диагностирована СКВ, найдены LE-клетки. Поступила в клинику в декабре 1969 г. с картиной нефротического синдрома. Титр комплемента равен нулю, неоднократно найдены антитела к ДНК в титрах 1 : 160 и 1 :320. При биопсии почки выявлен очаговый волчаночный нефрит. Лечение кортикостероидами и цитостатиками привело к некоторому улучшению.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: