Защиту от монстра японские кинематографисты искали в советском павильоне в Осаке

Одно из самых необычных событий 30‑го Токийского кинофестиваля — киноконцерт в честь Годзиллы. Проходил он в гигантском здании Международного форума, созданном южноамериканским архитектором Рафаэлем Виньоли. В сопровождении Токийского филармонического оркестра состоялся показ самого первого в истории мирового кино фильма «Годзилла», снятого в 1954 году ныне покойным японским режиссером Исиро Хондой. Он ушел из жизни в 1993 году.

фото: Светлана Хохрякова
Годзилла собственной персоной.

В 2006‑м не стало и композитора Акиры Ифукубэ, написавшего музыку к «Годзилле», звучавшую в тот вечер. Уроженец Хоккайдо, он начал писать музыку под сильным впечатлением от произведений Игоря Стравинского. В сорокалетнем возрасте, создав уже немало симфонических сочинений, Ифукубэ написал музыку к «Годзилле». Наверное, уже нет на этом свете никого из взрослых актеров этого черно-белого фильма. Но в нем было задействовано много детей и подростков.

Перед началом концерта на сцену вышли трое кинематографистов разных поколений. Первым — соратник Акиры Куросавы и музыкальный продюсер Масао Иваси, работавший над фильмами о Годзилле 1989 и 1995 годов. Он же стал музыкальным продюсером нынешнего концерта. Вместе с ним появились Сёго Томияма, принимавший участие в качестве продюсера в 12 картинах о монстре, и режиссер Синдзи Хигути, за плечами которого два фильма о гигантской рептилии. Планировалось участие в вечере «мистера Годзиллы» — актера Харуо Накадзимы, но его не стало 8 августа. Было актеру 88 лет. Он сыграл монстра в 10 картинах без всякой компьютерной графики. Достаточно было надеть костюм весом в 40 кг. Все Харуо делал сам и получил многочисленные травмы. Как-то чуть жизни не лишился. Обо всем этом он рассказал в мемуарах «Моя жизнь в шкуре монстра».

Дирижировал оркестром композитор и аранжировщик Каору Вада, написавший музыку более чем к 30 фильмам. Он стоял перед приведенным в горизонтальное положение пюпитром. Помимо партитуры перед ним находился экран компьютера, на котором шел фильм параллельно основному показу. Сцены разбушевавшейся стихии, гигантских разрушений и погружения на дно Тихого океана располагали к мощному звучанию музыки, которая при этом не заглушала диалоги героев. Более того, она добавила фильму трагизма вселенского масштаба.

фото: Светлана Хохрякова
Колонки в пасти монстра.

Благодаря голливудской продукции о Годзилле у многих сложилось впечатление, что это серия ужастиков о монстре. Самый первый фильм — про другое. В гигантском ящере сошлись все страхи послевоенной Японии. Картина вышла спустя девять лет после окончания Второй мировой войны и атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Первая «Годзилла» — документ эпохи, по которому можно изучать приметы времени и быта. Герои говорят: «Годзилла снова в Токио» — и за этими словами читается трагедия 6 и 9 августа 1945 года, когда на Японию были сброшены атомные бомбы. И Годзилла поднялся со дна океана, громя все вокруг, излучая радиацию, уровень которой постоянно измеряют герои фильма. Они также проводят эксперименты в аквариуме, где после произведенного взрыва от рыбы остается только скелет. И остов этого одноглазого ученого мы потом увидим на дне океана, куда он погрузился, чтобы покончить с Годзиллой. Удивительно, как все это удалось снять в 50‑е. Годзиллу пытаются уничтожить, но монстр и в огне не горит, и в воде не тонет. На него идут танки, в него палят пушки — все бесполезно. Такое ощущение, что использованы были и кадры военной хроники — в сцене выезда бронетехники.

29‑й по счету фильм о Годзилле американского режиссера Гарета Эдвардса, снятый в 2014 году при участии Японии, основан на реальной трагедии. 11 марта 2011 года после землетрясения и цунами на АЭС «Фукусима‑1» произошел взрыв. Эдвардс считает, что Годзилла послан человечеству в наказание за уничтожение природы.

фото: Светлана Хохрякова
Годзилла встречается на улицах в разных видах.

У входа в токийскую киностудию «Тохо» посетителей встречает небольшой по размерам памятник Годзилле. Да и в самом первом фильме монстр похож на нестрашного героя кукольного представления. Но японцы, как дети, смотрят на него завороженно. Годзилла для них совсем иное существо, чем для нас. И по городу всюду натыкаешься на изображения монстра. Одно из них — напротив небоскреба Токийского муниципалитета. На фестивале в разные годы уже 14 раз показывали фильмы о Годзилле, а год назад вручили награду «Аригато» этому чудищу как любимому персонажу.

В анимационном блоке нынешнего киносмотра есть программа «Мир Хары Кейити». В нее вошел полнометражный мультфильм с труднопереводимым названием — «В шторм, называемый «Империя взрослых вновь наносит удар», снятый в 2001 году. Его события происходят в 1970 году во время Всемирной выставки в Осаке. Неожиданно и там появляется монстр, напоминающий Годзиллу. Мама с двумя детьми, как и другие посетители, летит от страшилища сломя голову. Ей словно свыше дано указание бежать в сторону советского павильона. Над ним реет красный флаг с серпом и молотом. Но именно там семейку и настигает монстр. Но все будет хорошо. Благо и чудище совсем нестрашное, и детки не робкого десятка — дадут всем прикурить.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: