Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

За первое полугодие 2017 года в России общее число дилерских центров увеличилось на 17 салонов, достигнув 3530 точек: было открыто 206 новых салонов, а закрыто — 189. Об этом заявил в четверг, 20 июля, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев на итоговой пресс-конференции. Это произошло впервые с 2014 года. По словам Мосеева, росту числа дилерских центров способствовало восстановление рынка в первом полугодии.

После четырех лет падения продаж новых автомобилей в первом полугодии 2017 года они выросли на 7%, достигнув 718,53 тыс. машин, сообщала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Рост рынка, в свою очередь, способствовал увеличению объемов продаж машин на один дилерский центр на 6%, до 203 шт., следует из данных РОАД. Оборот автосалонов за январь—июнь 2017-го составил почти 892 млн руб., увеличившись на 10,6%.

Новые автосалоны открывают преимущественно массовые бренды, отмечает Мосеев. Премиальный сегмент требует гораздо больше инвестиций, а продажи идут не так хорошо, как в массовом сегменте, добавляет он. В лидерах Центральный федеральный округ (открылось 64 центра, закрылось 50) и Южный федеральный округ (открылось 25 и закрылось 19 центров). На 15 июля общее число автосалонов составило 3530 шт.

Сокращение дилерской сети продолжалось три года подряд — с 2014 года рынок потерял 750 автосалонов, уменьшившись с 4100 до 3513 центров. Основное закрытие пришлось на 2015–2016 годы, только за эти два года закрылось около 500 предприятий. В январе 2017 года Мосеев говорил, что по итогам года могут закрыться еще 150 центров. Но теперь, после наметившегося восстановления рынка, он прогнозирует увеличение дилерской сети на 30–40 новых салонов к концу 2017 года​.

Однако продажи новых автомобилей еще далеки от докризисных, замечает глава РОАД. «Мы надеемся, что динамика по открытию новых центров не будет существенной, потому что даже существующее количество дилеров избыточно для такой емкости рынка», — указывает он. Но если рынок будет восстанавливаться более активно, то и число дилеров будет соответственно увеличиваться, считает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. Впрочем, и он признает, что взрывного роста ждать не приходится.

Новый рынок для дилеров

В первом полугодии официальные дилеры продали 295,2 тыс. машин с пробегом, что на 5% выше прошлогодних показателей, следует из данных РОАД. В итоге их доля в общем объеме продаж подержанных автомобилей увеличилась до 12% (в 2014 году составляла лишь 6%). По прогнозам РОАД, к 2022 году доля официальных дилеров на этом рынке достигнет 30%. По словам Беспалова из «ВТБ Капитала», это вынужденная мера для дилеров из-за падения рынка новых автомобилей. 

​​Сами дилеры не видят необходимости в увеличении числа автоцентров. Сейчас в Москве нет необходимости в открытии новых автосалонов, так как бренды уже представлены несколькими дилерами, замечает предправления «АвтоСпецЦентра» Александр Зиновьев. «Открытие новых автосалонов оправданно лишь в регионах, где бренды представлены неравномерно», — добавил он. Открывать новые автосалоны будут в основном крупные игроки, добавляет предправления группы «Авилон» Андрей Павлович: «Доля новых игроков пока ничтожна мала по причине высокой конкуренции, капиталоемкости, низкой маржинальности и постоянных крупных инвестиций, которых требует эта отрасль». По оценкам Мосеева, расходы на открытие одного дилерского центра составляют от 60 млн до 600 млн руб. в зависимости от региона, бренда и других условий.

PR-директор «Рольфа» Светлана Браницкая считает, что развитие дилерской сети в России по-прежнему не соответствует объемам рынка. «Динамика выручки, как и продажи автомобилей в штуках, не вполне точно отражают ситуацию на рынке: большое количество дилерских центров сегодня убыточны, они балансируют около нуля или вовсе работают «в минус», — указывает она. Автопроизводители при открытии центров ориентировались на продажу 3,5 млн автомобилей, но при объеме рынка в 1,4–1,5 млн автомобилей такое количество дилеров оказалось избыточным, соглашается исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Так, крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ не планирует существенно увеличивать дилерскую сеть (сейчас насчитывает более 300 салонов), говорит его представитель. «Основные задачи сейчас — это продолжать ребрендинг и повышать качество обслуживания клиентов», — сказал он.

По словам Браницкой, многие монобрендовые дилеры, отягощенные долгами, в текущей рыночной модели оказались нежизнеспособными. «Они будут уходить с рынка или же поглощаться крупными и успешными игроками, поэтому консолидация рынка продолжится», — уверена она.

Автор:
Валерия Комарова.

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: